Всем владельцам первых автомобилей Hyundai Solaris посвящается...
Всё-то в этом автомобиле замечательно. При своей сравнительно невысокой цене мы имеем красивый дизайн и отличный динамичный двигатель. Качество автомобилей Хундай так же очень даже неплохое. И когда я увидел первую презентацию Солярис в Интернете, я, как говориться, сразу «запал».
Первое впечатление после покупки можно описать просто – восторг. Хотя надо признать, что сравнивать особо мне было не с чем. До этого у меня была «десятка». Но «десятка» не совсем простая – тюнингованная по подвеске. По кругу стояли амортизаторы «Монро», впереди усилитель стоек, сзади стабилизатор. На резину тоже никогда не скупился и катал самые передовые покрышки того времени. Например, летняя стояла Мишлен Энержи (победитель всех тестов тех лет). Короче подвеска была очень неплоха и машина для своего класса вела себя на дороге замечательно. То есть в этом плане, можно сказать, мне было с чем сравнить.
И вот пересаживаюсь на свой новый красавец автомобиль и … Нет, сначала претензий не было никаких. Первые тысячи я откатал на сравнительно небольших скоростях (обкатка) и в одиночку или с одним пассажиром. С такой нагрузкой подвеска вела себя хорошо. Очень комфортная, можно так характеризовать. Несколько пробоев на лежачих полицейских я Солярису простил. Но в один прекрасный день я выехал на дорогу с полной нагрузкой. Пять человек в салоне и груз в багажнике. И вот тут-то я и понял на что жалуется народ в форумах.
Первый же обгон на скорости около 120 км в час показал, что проблемы с подвеской действительно серьёзные. Закладываю вираж на обгоне, пытаюсь вернуть автомобиль в прямолинейное движение, но не тут-то было. Левая сторона передка проваливается, колёса казалось бы повёрнуты, но автомобиль упорно рулит на обочину. Подруливаю, но всё-таки немного цепляю обочину. Во как…
Далее, на скорости около 130 км в час, попадаю в средненькую яму на асфальте. Спящие сзади пассажиры взлетают вверх и таранят потолок головами! Во время провала в яму подвеску пробивает и машина как взбесившаяся несколько раз подпрыгивает. У меня шок… Что это было вообще?! Ничего подобного на моей старой «десятке» не было даже близко.
И вот с тех пор на загруженном Солярисе я не ездил быстрее 100 км в час. Может кто-то и скажет, что Соларис не гоночный автомобиль и надо соблюдать скоростные режимы. Но, имея такой отличный двигатель, ездить всегда 90 км в час и постоянно бояться всех ямок и кочек - это разве нормально? А как быть с обгонами? На нашем участке М5 (Уфа-Челябинск) вся дорога – это сплошные обгоны. То есть ускорения, виражи и всё это на разбитой дороге. А как же безопасность? Когда ты начинаешь обгон и при манёвре попадаешь колесом в яму или на кочку… Вы представляете что происходит в этот момент с автомобилем со слабой подвеской? А если это вдобавок зимняя дорога?
Короче, я понял что так быть не должно и надо что-то делать. Так как концерн Хундай так и не признал несостоятельность своей конструкции подвески и не сделал отзыва первой партии автомобилей, вопрос надо было решать как-то самому… Долго не мог решиться на переделку, но в конце концов моё терпение кончилось. Раньше на 70% я ездил один-вдвоём, а сейчас наоборот – почти всегда с полной нагрузкой. А это уже не езда, а издевательство над собой.
С самого рождения Соляриса следил за форумами и наблюдал что пытаются сделать коллеги по несчастью. Сами знаете, что какого-то однозначного простого решения, типа замены только амортизаторов, нет. Надо менять всё. И пружины и амортизаторы. Да и то это не решает всех проблем. Главный конструкторский недочёт – неверное положение задних амортизаторов (почему он так стоит отдельный разговор). Насколько я понимаю, в связи с этим подбиралась определённая жёсткость пружин, что в итоге привело к просто безобразно несостоятельной подвеске сзади. Но ведь вдобавок пришлось подгонять к задней подвеске и передок и он так же получился слабым. В итоге вся подвеска автомобиля получилась «не о чём».
С самого начала обсуждений подвески в форумах появился известный многим «солярисоводам» Доктор Солярис. Он сразу обозначил проблему – надо однозначно менять положение заднего амортизатора. Споров было много, но в общем многие с этим были согласны, хотя ставить дополнительные самодельные кронштейны и т.п. решались не многие. И я в том числе…
Но время шло, простого решения не было, а эта гнилая подвеска меня просто достала.
В то время Андрей (Д.Солярис) уже 4 года упорно экспериментировал, тестировал, что-то дорабатывал и уже пришёл к одному решению, которое тестировалось уже на многих машинах. Жалоб на его конструкцию не было, как я не искал. Он открыл уже свой сайт на котором к этому времени очередь уже составляет более десяти машин. Он просто не успевает выполнять заказы. А отрицательных отзывов не было. Ну хоть бы один пожаловался…
На своём сайте он описал подробно что, как и почему он делает. Всё понятно и в общем я со всем согласился. Единственный серьёзный минус – это нарушение заводской конструкции автомобиля. Конечно, очень не хотелось бы этого делать, но делать что-то надо было! Я просто не видел других вариантов. И я решился…
Почитал как выполняется изготовление кронштейнов и стабилизатора – всё по уму. Придраться не к чему. Просчитал цену – всё вполне оправдано. Установка очень простая и это может сделать любой автолюбитель. Вся конструкция, если не понравится, может быть снята в любой момент и всё можно вернуть в первоначальный вид.
Короче делаю заказ и получаю комплект от Андрея. Заказал комплект «Универсальный». На мой взгляд - это идеальный вариант. Клиренс вырастает на 1,5 см, что почти не заметно визуально. Жёсткость подвески, по заверениям Андрея, становится средне-жёсткая. И жёсткость задней подвески можно регулировать положением амортизатора – чем более вертикально его устанавливаем – тем более жёсткая подвеска. Всё это делается буквально за 5 минут – перестановкой нижнего крепления амортизатора на кронштейне.
Итак, получаю посылку, распаковываю и мы с друзьями и слесарями СТО дотошно изучаем как всё сделано. Надо сказать, что сразу видно, что человек серьёзно подошёл к своему делу. Это скорее не «колхоз», а мелко-серийное производство. Сварочные швы ровные, проваренные, все отверстия подходят, детали все окрашены и выглядят по заводскому.
Установку производили на подъёмнике и поэтому по времени вся работа заняла немного времени – всего 4 часа. После установки первым делом оценил насколько выступают вниз все новые детали задней подвески. Это т.н. «яйца» стабилизатора и кронштейны крепления амортизатора, которые устанавливаются на низ чашек пружин. Ну, надо сказать, что выступают довольно прилично. Смотрите на фотографии.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Это надо учитывать на плохих дорогах. Но я обдумал где я могу на своих дорогах зацепить что-то этими креплениями и так и не смог найти такого места. Это или надо провалиться в колодец или ехать в глубокой колее. С колодцем всё понятно – я вроде бы по ним не катаюсь. Стараюсь по крайней мере. А где мне найти колею такой глубины вообще не смог представить. Да и на многих других марках автомобилей части задней подвески выступают так же низко по «заводской» технологии. В итоге решил, что это не так уж и страшно. Главное не забывать…
Небольшое отступление… Когда меняли пружины обнаружил интересную вещь – нижний упор внутри чашки пружины, куда упирается при пробое верхний резиновый отбойник, весь блестит! То есть отбойник постоянно контактирует с этим упором. Получается что пружина постоянно сжата до максимума! Мы чувствуем только серьёзные удары, а при небольшом контакте, когда пружина тоже сжимается максимально, но нет резкого удара, мы этого можем не почувствовать. Но, судя по этим блестящим следам, подвеска постоянно находится «в пробое». Вот так…
И вот самое главное – тестирование. Первым делом попробовали просто покачать зад и перед. Зад с заводской подвеской можно было раскачать всего двумя пальцами. Теперь задняя подвеска стала упругой, но продавливается одной рукой. Сравнили с несколькими разными авто – на мой взгляд получилась золотая середина. Напоминаю, что жёсткость можно регулировать положением амортизатора – я его поставил в среднее положение. По переду – ожидал что с новыми пружинами он станет жёстким. Но нет. Даже показалось, что можно поставить более жёсткие амортизаторы. Но это всё субъективно. Будем проверять на дороге.
Первый выезд – один за рулём. Дорога зимняя, в городе дороги не чищены – везде колея, бугры и т.п. Сначала аккуратно прокатился по ямкам, л. полицейским, собрал все кочки в городе. Ожидал что будет жёстко, т.к. новые пружины достаточно более толще стоковых. Но после пары часов катания по всем неровностям вынес вердикт, что если бы не знал что подвеска другая, то возможно и не заметил бы разницы. Тут ведь большое влияние оказывает самовнушение. С учётом того, что с новой подвеской ездить я начал заметно смелее. Короче ожидаемого дискомфорта нет. Пожёстче конечно, но совсем не критично. А лежачих полицейских постепенно начал вообще внаглую проходить всё быстрее и быстрее и в итоге вообще перестал на них тормозить. За первый тест был всего один раз отбой задней подвески. Но это на приличной скорости! И на л. полицейских, на скорости, сразу чувствуется насколько более упругой стала подвеска. Пустой зад подбрасывает довольно заметно. Но надо учитывать, что сами амортизаторы я не менял. А как они работают надо видеть… Они будто пустые - свободно ходят в обе стороны. А если ездить с нормальной скоростью, то порожний зад работает на 4, а перед на отлично.
Теперь главный тест – полностью гружёный автомобиль. Пять человек и небольшой багаж. 550 км трассы М5 в районе перевала «Уреньга». Скорости кратковременно до 150 км в час (обгоны и прямые участки трассы). Этот участок я хорошо изучил и знаю где на дороге бугры и ямы. Специально на них не только не сбавляю скорость, а постепенно даже прибавляю. Напоминаю, что с заводской подвеской мне на подобных участках приходилось сбрасывать скорость до 80 км в час.
Первое. Гружёный автомобиль идёт плавно и нет ожидаемой жёсткости подвески. Пассажирам комфортно. Даже довольно заметные кочки и ямы можно проходить не сбрасывая скорости. Машина конечно подпрыгивает, но совсем не так как было. И главное – перестало «козлить». Вроде бы поменял только пружины, а раскачки не стало. Вот что значит вертикальное (правильное) положение амортизатора.
Про пробои даже и говорить нечего – их не стало. Отбоев тоже не было. Даже могу сказать, что можно немного добавить жёсткости. На днях попробую переставить амортизатор в самое крайнее вертикальное положение. Если эффект будет незаметен, то думаю, можно будет поменять амортизатор на более жёсткий, например, на наш, серии 001. Но и этот вариант, в сравнении с тем, что было, очень даже неплох. Разница примерно на 20%, как минимум.
Второе – управляемость. Если коротко – я перестал ловить дорогу! Наконец-то можно просто не напрягаясь ехать, делать манёвры, не отслеживать ямы и кочки… Сегодня с другом прокатились в соседний город, дорога была почти пустая и я позволил себе немного порезвиться. «Дал коксу» как говорится. Есть у нас одна горочка затяжная, где по всему подъёму идёт колея накатанная грузовиками, плюс «ступеньки», стыки на ремонтированных участках асфальта. Со стоковой подвеской я даже летом не мог там разогнаться просто по прямой более 160 км в час. Приходилось ловить дорогу и разгоняться дальше было просто страшно. А вот вчера выжал всё что смог (180 км в час) и сделал на этой скорости два обгона. По колее! При этом никакого «напряга» не было. Машина как влитая слушается руля и никаких сбоев с курса нет. Думаю тут основная заслуга стабилизатора поперечной устойчивости.
Так же отслеживал поведение полностью гружённой машины на трассе при обгоне. Раньше при крутом вираже перед проваливался и приходилось доворачивать. Сейчас машина стала вести намного лучше. Хотя мне показалось, что передок всё-таки нужно немного усилить. Ну это если вы любите более активную езду. Для спокойной езды больше ничего делать не надо. Замены пружин хватает.
Внешний вид. Многим (и мне в том числе) не нравится поднимать машину. В данном варианте, по заверениям Андрея, увеличение клиренса должно быть до двух сантиметров. Вроде бы немало. Но получилось так, что на стоянке поставил свой авто рядом со «стоковым» Солярисом. Отошёл в сторону, сравнил и не увидел разницы. То есть завышение есть (где-то на 1,5 см), но визуально этого почти не видно.
Заключение. Тем кто имеет автомобиль из первой партии и ездит часто гружёный, нужно обязательно переделывать подвеску. А этот вариант модернизации считаю одним из лучших. Простота установки, оправданная цена и достойный результат. Единственный минус – изменение заводской конструкции автомобиля. Но ИМХО оно того стоит. Лично я доволен.
Напоминаю, что было сделано. Замена передних и задних пружин. Установка впереди более высоких и упругих подушек на стойки. Перестановка заднего амортизатора в вертикальное положение. Установка дополнительного нижнего резинового отбойника на чашки задних пружин. Установка заднего стабилизатора поперечной устойчивости.
Ну вот вроде бы и всё… Хочу сказать спасибо Андрею за простое и достойное решение этой проблемы. Ну а Хундаю передать большой привет от наших русских умельцев. :)
Solaris, 1.6, МКПП, классик, пурпурный.