Около 80% дорогих автомобилей (стоимостью выше 1 млн руб.) сегодня оборудованы системами спутникового слежения. Благодаря им удается разыскивать каждый второй угнанный автомобиль с «маячком», тогда как по необорудованным машинам — только каждый шестой. Но для эффективного розыска угнанных авто нужна координация между спутниковыми компаниями и правоохранительными органами. В Санкт-Петербурге такое взаимодействие наладить удалось, а вот московские силовики не спешат сближаться с коммерсантами. Правоохранители, задействованные в розыске авто, предпочитают дружить с угонщиками, объясняют эксперты.
Угонщик сидит, а дело его живет
В Санкт-Петербурге в прошлом году украли BMW X-6, автомобиль удалось поймать по пути в Псковскую область. Угонщиком оказался экс-гаишник, которому в итоге присудили срок. В феврале этого года в Питере опять угоняют BMW X-6, да еще и в самой дорогой комплектации. Автовладельцем оказывается игрок сборной России и казанского «Рубина» Алан Касаев. Милиционеры активно принимаются за расследование, и автомобиль уже через несколько дней по сигналу со спутника находят в деревне Пустошка под Псковом. Каково же было удивление оперативников, когда выяснилось, что гараж, где прятали авто футболиста, принадлежит гаишнику, в данный момент отбывающему наказание за прошлый аналогичный угон. «Вот так — человек сидит, а дело его живет», — прокомментировал РБК daily начальник 22-го (угонного) отдела ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Сергей Сушков.
Военную авиацию вызывали?
Не так давно был угнан BMW X-5, сигнал со спутника привел опергруппу к воротам воинской части. Через КПП дежурящие солдаты их, естественно, не пустили. Пока ждали милиционеров, сигнал неожиданно пропал. Но уже через несколько часов вновь объявился, но уже в Улан-Удэ. Когда на территорию части проникли, выяснилось, что там располагается взлетно-посадочная полоса и дислоцировано несколько военно-транспортных самолетов. За автомобилем пришлось ехать в Улан-Удэ.
Кавказ — дело странное!
Lexus LX-570, угнанный в Питере, по сигналу со спутника вскоре обнаружился в Нальчике. Приехавшие за ним специалисты выяснили, что ездит на нем один из заместителей руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Кабардино-Балкарии. Машину высокопоставленный силовик вернул, только попросил нигде не афишировать этот случай.
Платить надо вовремя
Зачастую автовладельцы прекращают платить арендную плату, и спутниковые компании перестают отслеживать их передвижения. Однако, когда такой автомобиль угоняют, водитель сразу вспоминает, что его машина оборудована противоугонной системой, хоть и отключенной, и бежит в компанию. По словам гендиректора «Цезарь-Сателлит Северо-Запад» Василия Курсина, таким водителям, как правило, идут навстречу — местонахождение определяют. «Однако драгоценное время уже потеряно, и машину даже если удается разыскать, то зачастую уже в непотребном виде», — говорит он.
Основные клиенты компаний, предлагающих подобные услуги, — Mazeratti, Bentley, Ferrari, Aston Martin, BMW. При этом сегодня одно из первых мест по угонам держит Ford Focus. Эксперты связывают это с большим количеством автомобилей в городе и кражами таких авто на запчасти. Поэтому в спутниковых компаниях в последнее время стали заниматься и автомобилями эконом-сегмента. А с 2013 года все автомобили, выпускаемые в России, согласно решению правительства будут оборудоваться ГЛОНАСС. Тогда спутниковое оборудование можно будет встретить даже на «ВАЗах».
Кто с автомобилем придет, тот без него и останется
В 2008 году в Питере был угнан автомобиль, в котором финский водитель забыл мобильный телефон. По сигналу сотового машина была разыскана на окраине Санкт-Петербурга, спрятанная в гаражном кооперативе. При проверке еще нескольких гаражей был обнаружен другой автомобиль, ранее похищенный у другого гражданина Финляндии.
Сегодня во многих финских семьях есть второй автомобиль, недорогой, старенький, предназначенный специально для поездок на выходные в Санкт-Петербург, рассказал РБК daily представитель питерского угрозыска. Это вынужденная мера, поскольку местные угонщики очень полюбили их автомобили. Во-первых, финские авто качественной европейской сборки, а во-вторых, иностранцы, как правило, теряются в чужой стране и даже не знают, куда обратиться в случае угона.
Данные со спутника в обмен на возможности «ксивы»
Правда, иногда оказывается бессилен даже спутник. По словам г-на Сушкова, федеральная база по розыску угнанных авто работает не всегда эффективно. «Если машина уходит не в соседний регион, информация местным правоохранительным органам о ней приходит только через сутки, — пояснил он. — К сожалению, за это время машина может уйти очень далеко».
Московский полицейский питерскому рознь
«С Московским уголовным розыском нам не удалось наладить такое же тесное взаимодействие, как в Питере», — сетует руководитель департамента безопасности «Цезарь-Сателлит» Иван Зверев. С московскими правоохранительными органами работать гораздо сложнее, признается он.
Наиболее показательный случай произошел в прошлом году. Серебряный Bentley стоимостью около 10 млн руб. обнаружили на Украине. Местные правоохранительные органы сообщили, что машину будут гнать из Киева через Москву в Азербайджан. «Мы связались с центральным аппаратом МВД, нам выделили человека для проведения операции по задержанию авто, — рассказал г-н Зверев. — Как только машина пересекла российско-украинскую границу, мы тут же сообщили этому человеку ее точные координаты. Но машина спокойно ехала. Я лично еще несколько раз звонил этому офицеру и сообщал местонахождение Bentley, но машина беспрепятственно доехала до Москвы. И только подключив личные связи и связавшись напрямую с постом на МКАД, нам удалось задержать этот автомобиль».
«Ранее и в Питере была ситуация, когда мы передавали информацию милиции, а она уже вскоре оказывалась у угонщиков, — вспоминает г-н Зверев. — В 2004 году приехавшие милиционеры отказались взламывать гараж, где мы разыскали угнанный автомобиль. Оказалось, что гараж этот принадлежит их высокопоставленному сотруднику, и они даже взятку нам предлагали, чтобы только не вскрывать его». В дальнейшем в Питере, по его словам, эту ситуацию удалось переломить, в том числе за счет создания специального отдела по розыску угнанных авто и назначению туда порядочных сотрудников.
«Все действительно упирается в порядочных людей, — рассуждает адвокат Игорь Кустов. — Зачастую, и в Москве это наиболее развито, сотрудникам уголовного розыска гораздо выгоднее сотрудничать с угонщиками, нежели с компаниями, старающимися разыскать такие авто. Остается надеяться, что такие сотрудники не пройдут переаттестацию и в отделы по розыску авто наберут новых людей».
Источник