Уже не в первый раз «Земляки» поднимают тему некорректной работы некоторых страховых компаний. Случалось, что вместе с оформлением полиса ОСАГО страховщики нередко настоятельно советовали оформить дополнительное страхование, в противном случае отказывались оформлять полис. Но этой весной количество подобных случаев перешло все возможные границы.
Сговор страховщиков?
Первыми забили тревогу завсегдатаи Интернета. На форуме «Земляков» kstovo.ru/forums/ была создана тема «Что происходит с ОСАГО?», где кстовчане делились впечатлениями от работы страховых компаний.
«За последние две недели пыталась застраховаться, итоги неутешительные. Половина страховых компаний ссылается на отсутствие полисов, вторая половина страхует только с «допами» (дополнительное страхование. — Прим. автора). — написала 31 марта snezhka78. — Потом у них появилась новая «фишка» — они отказывают в страховании вообще! Говорят, что это будет продолжаться до поднятия цен на ОСАГО в июне. И что делать — ставить машину? Ехать в Нижний Новгород? Да и там полисов во многих компаниях нет — точнее, насколько я понимаю, они есть, но страховые просто умалчивают об этом».
«Все страховые отказывают, — вторит наша читательница Ирина. — В одной компании сказали, что машины восьми лет и старше не страхуют, в другой отказали по причине, что у них нет моей страховой истории, в остальных просто нет бланков. А, например, в «Росгосстрахе» навязывают еще и страхование жизни за две тысячи рублей. Что делать, не знаю, страховка уже закончилась, ездить нельзя, а ГИБДД это не волнует!».
В итоге автовладельцам ничего не остается, кроме как приобретать навязываемую дополнительную услугу или ставить машину в гараж. «Застраховалась сегодня с «допом» за 1500 рублей, причем это страхование жизни, к страховке ОСАГО не имеющее вообще никакого отношения, — рассказывает завершение своей эпопеи snezhka78. — Получается, они таким образом впаривают свои остальные продукты. Я, конечно, понимаю, что ОСАГО убыточно, но не за счет же автовладельцев решать свои проблемы!».
У другого нашего читателя Ивана история закончилась и вовсе плачевно: «Итак, у меня просрочена страховка уже пять дней, тем не менее на свой страх и риск поехал искать полис. Либо нет бланков, либо страхуют только иномарки с условием, что она не старше пяти лет и самому владельцу больше 35, либо предлагают с наценкой в 2,5 раза выше стоимости… В общем, все печально».
Мало кто остался в стороне от происходящего. В редакцию стали поступать звонки обеспокоенных кстовчан. Земляки заговорили о некоем сговоре страховщиков, направленном на то, чтобы правдами и неправдами выжать из каждого клиента по максимуму, а если не получится — вовсе не заключать договор.
Роспотребнадзор, прокуратура, суд…
С трудностями столкнулись не только частные лица, но и владельцы транспортных предприятий. Огромных трудов стоило директору транспортной компании «Автопарк 52» Максиму Кузьмину застраховать несколько машин. Его опыт, мы надеемся, поможет другим кстовчанам.
«Сначала мы пришли страховать «ГАЗель», — рассказывает Максим. — Проехались по всем кстовским компаниям — везде говорили, что не получится, нет бланков, или просто отказывали. А в одной компании стали нам навязывать дополнительный полис. Мы обратились в Роспотребнадзор, где нам посоветовали получить письменный отказ в заключении договора ОСАГО, а если такой не дадут — составить акт об отказе страхования в присутствии свидетелей — как минимум двоих.
Через неделю мы собрались застраховать другой автобус — нам сказали, уже вообще никак не страхуют. Вот тогда мы вооружились видеокамерой и тремя свидетелями. Вышел директор, пригласил нас в кабинет и сказал, что от них ничего не зависит, вышестоящее руководство запрещает заключать договоры.
Теми же ногами мы пошли на прием к заместителю главы администрации города Олегу Клешнину. Потом заехали в прокуратуру и написали заявление. В прокуратуре, кстати, сказали, что в саму страховую компанию тоже надо направить письменный запрос с просьбой обосновать, почему они отказали в страховке.
Вскоре после этих событий раздался звонок — приезжайте, мы вас застрахуем. Сегодня (восьмого апреля — прим. автора) мы наконец застраховали автобус. Надеемся, наш пример кому-то поможет!».
А вот что советует руководитель Региональной юридической компании Михаил Кандалов: «Я вижу только два способа решения данной проблемы, если не прибегать к различным жалобам, что, на мой взгляд, не очень действенно. В обоих случаях необходимо зафиксировать факт отказа в заключении договора ОСАГО. Причины при этом не очень важны — от отсутствия полисов страхования до навязывания дополнительного страхования, важно лишь то, чтобы Вы обратились в филиал или официальное представительство и смогли впоследствии доказать факт обращения к ним. Затем проблему следует решать, исходя из того, как срочно Вам необходимо получить новый полис ОСАГО. Если это нужно сделать срочно, а на Ваши требования страховщик не реагирует, то, видимо, придется приобрести навязанную услугу и затем признать навязанный договор недействительным в суде. Другой способ — обращение в суд с иском о понуждении к заключению договора страхования сразу, не расходуя деньги на навязанный договор».
Взгляд с другой стороны
И все же, каковы истинные причины такого поведения страховых компаний? Общее мнение страховщиков откровенно озвучил наш источник, связанный с этим бизнесом. По понятным причинам мы не будем называть его имени.
«Нам тоже ничего не объясняют, все распоряжения идут сверху, — рассказал нам источник. — Но если проанализировать факты, ситуация складывается такая. С 2003 года ни разу не повышалась оплата по ОСАГО. Базовая ставка по легковому транспорту как была 1980 рублей, так и осталась. Повышались немного только коэффициенты, некоторые виды выплат, а ставки оставались на прежнем уровне.
В то же время за последние десять лет выросли потребительские цены, увеличилось количество машин, цены на восстановительный ремонт подорожали. Понятно, многим не хватает суммы выплаченной страховки. А люди сейчас грамотные: чуть что, зовут юриста и обращаются в суд. Страховые компании разоряются на судебных издержках, нам просто невыгодно заниматься этим видом страхования. Я знаю несколько компаний, которые вообще отказались от ОСАГО и отозвали лицензии.
Поэтому страховщики сейчас обратились в Государственную Думу с предложением внести изменения в Закон об ОСАГО — хотя бы повысить тарифы. Владимир Путин поручил правительству совместно с Центробанком внести изменения в закон к первому июня 2014 года. Так что мы ждем первого июня — может быть, все успокоится. Но пока закон не приняли — происходит вот что. Штатный сотрудник в офисе не имеет права никому отказать в заключении договора. Чтобы не остаться в убытке, ему проще сказать, что нет бланков, особенно если машина клиента дешевая. А агентов просто обязывают брать сверху надбавку — дополнительное страхование, иначе на руки им не дают бланков. Мы все понимаем и полностью на стороне людей, но мы тоже зависимы».
Что делать?
Итак, на страховом рынке, по всей видимости, грядут глобальные перемены. Но что же делать тем, кому надо страховать автомобиль сейчас, а ждать первого июня нет никакой возможности? Можно пойти по пути компании «Автопарк 52»: обратиться в Роспотребнадзор и прокуратуру. Можно пожаловаться в нижегородское отделение Российского союза автостраховщиков, позвонив по телефону 8 (831) 431-31-35, подъехав по адресу: Нижний Новгород, ул. Рождественская, 36. Можно также оставить жалобу на официальном сайте РСА на странице
www.autoins.ru/ru/appeal/. Каждый, кому отказали в заключении договора, должен получить письменный ответ с результатом рассмотрения жалобы.
Если время совсем поджимает, а страховая компания отказывается заключать с вами договор без оформления дополнительных услуг, можно воспользоваться советом Михаила Кандалова — приобрести навязанную услугу и затем признать этот договор недействительным в суде. В любом случае, без участия надзорных органов, видимо, обойтись не удастся.
kstovo.ru/pages/1302
Виктория Кучинова
gazeta@3em.ru