С позволения модераторов, размещу здесь труд Сергея Деркачёва(ака devserg), участника форума любителей Акцентов второго поколения:
Сборка шины и диска.
Иногда бывает такая проблема - диски новые, шины новые, даже машина новая, а колесо бьёт на определённых скоростях. И приходится покупателю мотаться внутри треугольника "продавец шин - продавец дисков - шиномонтажник ". Что бы не попадать в треугольник, делайте всё в одном месте.
Крепление дисков.
Для надёжного крепления литого диска к ступице необходимо, что бы геометрия той части болта или гайки, которая контактирует при затяжке с металлом диска (фаска), совпадала с геометрией отверстия в диске. Возможны варианты - сфера или конус. Толщина штампованного диска намного меньше литого, поэтому штампованные диски имеют всегда коническую фаску. Так же следует знать - не все гайки одинаковые! Гайки одинакового внутреннего диаметра могут иметь разную резьбу, например с шагом 1.5 мм и 1.75 мм. На глаз это без опыта трудно отличить. В результате неопытный шиномонтажник вкрутит (например: пневмогайковёртом ) гайки так, что потом придётся делать дорогостоящую смену шпилек. Но перед этим "потом" вы можете испытать прелестные ощущения - невозможность открутить спущенное колесо где-нибудь по дороге в аэропорт при 20-градусном морозе. Будьте внимательны при выборе крепежа для дисков!
Типы дисков.
В настоящее время промышленность выпускает колёсные диски для массового использования двух типов – стальные и легкосплавные. Стальные изготавливаются путём штамповки из листовой стали. Легкосплавные изготавливаются методом литья или ковки из сплавов лёгких металлов. Основные достоинства легкосплавных дисков по сравнению со штампованными – лёгкость, красивый внешний вид, стойкость к коррозии. Единственный недостаток – более высокая стоимость. Владельцам автомобилей, имеющим два комплекта шин – для зимы и для лета, рекомендую иметь и два комплекта дисков. Т.е. при переходе с летних шин на зимние, вы просто меняете колёса. Несмотря на кажущеюся дороговизну этого варианта есть аргументы «ЗА» - прежде всего вы имеете возможность кататься на шинах более «правильного» для данного сезона размера, не нарушаете работоспособную, отбалансированную систему шина-диск (каждая разборка-сборка уменьшает срок службы шины, стоит денег, требует повторной балансировки колеса) ну и наконец – имеющие навыки могут сэкономить время и деньги переставив колёса самостоятельно. Рациональным решением будет – использование зимой штампованных дисков, а летом литых.
Геометрия колесного диска. Как подобрать диск.
1. ЕТ - вылет (или вынос) диска (измеряется в мм).
Это расстояние между продольной плоскостью симметрии диска и плоскостью ступицы. Вылет может быть нулевым (плоскость симметрии диска совпадает с плоскостью ступицы машины), положительным (плоскость симметрии диска находится ближе к центру машины, чем плоскость ступицы - как на рисунке) и отрицательным (дальше). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитан производителем так, чтобы обеспечить оптимальную устойчивость и управляемость машины, а также наименьшую нагрузку на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET38 (мм), если его величина положительная, или ET-38, если отрицательная), французы - DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET. Желание поставить появившиеся в последние годы более широкие низкопрофильные шины (иногда на дисках большего размера R) приводит к тому, что приходится подбирать диск с уменьшенным ЕТ (т.е. шина стала шире – нужно сдвинуть её наружу от кузова - иначе начнёт задевать за него). Уменьшение ЕТ делает колею колес шире - это повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид. Излишнее уменьшение ЕТ нежелательно, т.к. может привести к увеличению нагрузки на подшипники ступицы. Увеличить же вылет, т.е. сузить колею, как правило, невозможно - диск упрется в тормозной суппорт.
2. D - монтажный диаметр диска, измеряется в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм) и обозначается двумя апострофами ("). Соответствует внутреннему (посадочному) диаметру шины.
Подавляющее большинство современных автомобилей бегает на 13-, 14-, 15- и 16-дюймовых дисках. В последние годы наметилась тенденции к переводу автомобилей на всё большие монтажные диаметры - машины для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14-, 15-, и даже на 16- дюймовые. Это объясняется стремлением (несмотря на более высокую стоимость) использовать низкопрофильные шины взаимозаменяемого размера, поскольку их ездовые качества по ряду причин лучше, чем шин высокого профиля. А чем ниже профиль шины, тем меньше в колесе резины и, соответственно, больше металла - ведь наружный диаметр колеса остался неизменным. При использовании стальных дисков монтажный диаметр особо не увеличишь - это приведет к возрастанию массы колеса, что нежелательно. А применение легкосплавных дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя колесо в целом. На спортивных версиях автомобилей тормозные суппорты больше, чем на не спортивных (мощному двигателю - надёжные тормоза), следовательно, и диски должны быть большего монтажного диаметра, иначе тормозной суппорт упрется в обод изнутри диска.
3. DIA - диаметр центрального отверстия диска (отверстия под ступицу).
У штатных колёсных дисков центральное отверстие часто точно подогнано к ступице оси, т.е. диск надевается на ступицу с минимальным зазором и затягивается крепёжными гайками. Но, покупая понравившийся новый диск, не пугайтесь того, что центральное отверстие может оказаться больше положенного - точность и надёжность крепления диска к ступице обеспечивается сверлением отверстий в ступице высокоточными станками на конвейере производителя афто. Производители дисков часто делают центральное отверстие заведомо увеличенного диаметра, что позволяет использовать диск на разных моделях автомобилей (у разных автомобилей разные диаметры ступиц - стандартов на этот параметр не существует, а линейка PSD стандартизирована). В этом случае установка переходного (компенсирующего) кольца между ступицей и диском позволяет нормально эксплуатировать афто. Очень часто центровочные кольца продаются в комплекте с диском. Ну а если их в комплекте с дисками не было, то необходимо приобрести отдельно.
4. PCD - диаметр центров крепёжных отверстий (измеряется в мм, обозначается PCD - Pitch Circle Diameter) и количество этих отверстий.
Например, PCD4х100 означает - 4 отверстия, расположенные на окружности диаметром 100 мм (радиус 50 мм от центра оси диска). Эти параметры должны абсолютно точно соответствовать геометрии ступицы. Измерения «на глазок» и линейкой тут не допускаются.
5. Ширина обода (измеряется в дюймах и обозначается латинской буквой «J»).
Должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Допустим, вы ищете диск под шину 195/50 R15. Ширина ее профиля 195 мм. В дюймах это будет 7,68 (195 разделить на 25,4). Отнимите от этой величины 25% или 30% и полученное число округлите до ближайшего значения из стандартного ряда. Получите 5,5 дюйма - обод именно такой ширины нужен для шины 195/50R15. Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины шины) крайне нежелательно: нарушается проектная геометрия пятна контакта шины и дороги (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ездовые характеристики шины - реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость, сопротивление аквапланированию, шина неправильно изнашивается - из за этого резко уменьшается её пробег. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5 - 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0 - 1,5 дюйма - для дисков с диаметром 15 дюймов и более. В особенности это касается низкопрофильных серий шин.
Таким образом маркировка диска например 6,5J/15" 4/100 ЕТ40 DIA67.1 расшифровывается так - диск диаметром 15 дюймов, шириной 6,5 дюймов, имеющий 4 крепёжных отверстия, расположенных на окружности 100 мм, вынос диска 40 мм, диаметр отверстия под ступицу 67,1 мм. Т.е. алгоритм покупки колеса выглядит так: вы выясняете какая шина подходит к вашей машине по размерам, выясняете PSD вашей машины (авто-производители практически никогда не меняют этот параметр на машинах одного класса), подбираете диск подходящий к машине по PSD, а к шине по диметру (D) и ширине обода, при этом учитываете ЕТ (зависит от ширины профиля шины) и DIA (диск с маленьким DIA просто не налезет на ступицу). Остальное (дизайн, значимость бренда) зависит от вашего вкуса, ну и конечно желания потратить деньги.
Расстояние между привалочной плоскостью и задней стороной диска и называется "х-фактором".
Это понятие достаточно условное. Конструкция обода регламентируются стандартами, поскольку необходимо обеспечить посадку на обод пневматической шины, конструкция же диска достаточно свободна. В то же время, она должна обеспечить совместимость с тормозными элементами, необходимую прочность колеса и привлекательный внешний вид. Проще говоря, если х-фактор большой, то колесо "встанет" на автомобиль, где суппорт сильно выступает за привалочную плоскость. Если х-фактор близок к нулю, то колесо предназначено для автомобилей, где тормозные элементы не выступают за привалочную плоскость. Еще раз подчеркну, что х-фактор - понятие скорее жаргонное, чем инженерное. Даже у колеса с большим х-фактором диск может касаться суппорта у перехода диска в обод или у перехода диска в ступицу.